Все только начиналось

Детства нет. Под глазами мешки.
Старый дом, ты сказал бы хоть слово
Смертным детям бессмертной Москвы.
Евгений Евтушенко

Вот мозаика моих воспоминаний.
Меня пригласили на концерт камерного оркестра в Третьяковскую галерею. Иду я через Ордынский тупик и вдруг вижу, как огромная чугунная дура разрушает мой дом — дом, где прошла моя юность. Я не могла оторвать глаз от этого трагического для меня действа — рушился мой дом, мои детские, мои юношеские годы всколыхнулись во мне. Вот несколько маленьких вспышек.
Мне лет четырнадцать-пятнадцать, я иду по Ордынке, а навстречу — немолодая, грузная, но такая царственная женщина. Медленно проплыла она мимо, а я обернулась и долго смотрела ей вслед. Через несколько дней на том же месте я ее увидела снова. И эта новая встреча породила во мне массу вопросов: кто она, почему одна, почему, почему ни на кого не похожа?
И я стала расспрашивать и родителей, и Александра Штейна, и знакомых, которые у нас бывали. Это была Анна Ахматова — великая женщина с нелегкой судьбой. А я ведь ничего о ней не знала, в школе среди поэтов не было этого имени. И я засела в библиотеке, брала все книги, связанные с этим именем. Я впервые прочла ее стихи, я впервые прочла посвященные ей стихи Блока, я увидела на суперобложке ее изображение в виде сфинкса, сделанное пером великого Модильяни, узнала об их романе в Париже, и что он написал ее на двадцати листах, и, кажется, только один сохранился до наших дней. Впервые узнала о поэте Гумилеве и его трагической судьбе. Узнала, что их сын сидит в тюрьме, а она занимается переводами, чтобы выжить. И еще, что несмотря ни на что, не сдалась и не сломалась. А ее стихи стали для меня жизненным стержнем:

Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: «Иди сюда,
Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.

Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну черный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид».

Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.

И когда через некоторое время я в третий раз увидела ее (по-моему, это было поздней осенью, и асфальт был мокрым от дождя), остановилась и сказала ей: «Здравствуйте!», вложив в это слово и свою любовь, и свое преклонение. Я задохнулась от волнения — Анна Ахматова! Она на секунду приостановила свое медленное движение, чуть повернула голову, чуть-чуть удивленно подняла бровь, поправила воротник белой рукой с черным кольцом и слегка наклонила голову. Она со мной, с девчонкой, поздоровалась! Как я была счастлива! Только потом я узнала, что она в то время жила на Ордынке у Ардовых.
Виктор Ардов, красивый элегантный мужчина с полуседой бородкой, очень часто проходил по Ордынскому тупику и всегда приподнимал шляпу, как бы отдавая дань уважения мне, девочке. И еще один человек ходил по Ордынскому тупичку, с длинными масляными волосами, в старом выношенном пальто, когда-то модном, и я узнала, что это писатель Рувим Исаевич Фраерман, автор моей любимой книжки «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви». И я мечтала, что, когда стану взрослой и буду сама зарабатывать деньги, — я куплю ему новое пальто и шляпу. И еще — однажды пришел к нам Александр Штейн и сказал отцу: «Знаешь, дядька, у Вишневского сегодня день рождения (дом писателя был на углу Ордынского тупика), они никого не зовут. Зайдем к ним на часок». У нас в доме всегда было хорошее вино, папа взял четыре бутылки, меня и маму. Что поразило меня: Всеволод Вишневский, автор «Оптимистической трагедии», был таким, каким я представляла себе его: кряжистым, твердо стоящим на земле, скорее простой матрос, чем офицер и дворянин. А вот его жена была полной противоположностью ему: высокая, экстравагантная, утонченная (она, по-моему, была художником по костюмам). И вот такие совершенно, казалось бы, разные люди были рядом всю жизнь. Они не ждали гостей — в доме было пусто. И хозяйка сделала яичницу, ели мы ее с галетами, а взрослые запивали вином.
«Оптимистическая трагедия». Впервые я увидела этот спектакль в Ленинграде в 1956 году в Александринке (Академический театр драмы им. А. С. Пушкина) в постановке Георгия Товстоногова. Спектакль потряс меня, особенно то место, когда среди матросов появилась она — комиссар в кожаной куртке, под которой была розовая шифоновая кофточка. Одним штрихом Товстоногов соединил и войну, и мир, и революцию, и женщину. Когда бы я ни приезжала в Ленинград, я всегда шла к Товстоногову.

МОРЕ
Черное море принесло мне встречу с Георгием Товстоноговым

Вы к морю выходите запросто,
спине вашей зябко и плоско,
как будто отхвачено заступом
И брошено к берегу прошлое.
Андрей Вознесенский

Вдруг через много, много лет приехала в Сочи в санаторий «Актер». К отпуску я всегда шила себе что-нибудь для пляжа, и тут — халат из махровой ткани до пола, отделанный белой шелковой бахромой для мебели, которую я расчесала, создав некое подобие меха на рукавах и по вороту. И вот в этом халате я выхожу из дверей санаторного корпуса, а напротив на скамейке сидит Георгий Александрович Товстоногов: «Вот это да! Я такого никогда не видел!» Так мы познакомились. Он был после тяжелой операции, и врачи рекомендовали ему после обеда длительные прогулки. Так я выиграла в жизни еще один счастливый билет. Каждый день после обеда мы втроем (еще главный режиссер из Краснодара) ходили по необыкновенно красивой тропе вдоль моря до гостиницы «Интурист», где пили кофе и возвращались назад. А иногда Георгий Александрович говорил: «Сегодня не обедаем, будем в «Интуристе» есть цыплят». Это были упоительные прогулки. Говорил в основном он: о критике, которая его огорчает рассуждениями, противоречащими самой природе театра, это вбивает клин между актером и режиссером, а ведь их союз — это главное условие существования театра. Много говорил о периферийных театрах, что им нужны дотации, тогда они будут сильными. А в маленьких городах, как считал он, не нужен свой театр, ему не на что существовать, а сильные театры в больших городах должны обслуживать все небольшие городки вокруг.
Уже тогда говорил о необходимости создания студийных театров, молодых коллективов, сплотившихся вокруг лидера режиссера, они могут приспособиться к любым помещениям, к любым условиям, если хотят работать. Ведь недаром растет количество малых сцен в театрах — что дает новые контакты между сценой и залом. И еще мы говорили о моде на приближение классики — Чехова, Горького, да и Шекспира — к сегодняшнему дню: современные костюмы, декорации. Как же я была с ним согласна тогда, а сегодня особенно. Он говорил, что если герои живут сегодня, а говорят языком Чехова, мы лишаем зрителя возможности погрузиться в мир, который ушел, поставить себя на место тех героев, понять их идеалы. А вот средства выразительности должны быть новыми, и внутреннее решение должно иметь современное звучание.
И еще он не любил, когда актеры начинали на репетициях философствовать! Нельзя рассуждать, стоя на сцене, говорить надо до этого, а на сцене — действовать, пробовать.
И еще много интересного говорил Товстоногов: что не представляет себе пьесу вне быта, но быт должен быть доведенным до символа. Он говорил, а я вспоминала «Мещан» и ловлю моли, или грозу в «Дяде Ване» — гроза как состояние действующих лиц и тогда это — символ. А рядом шелестело море, и вдоль той тропы, по которой мы шли, переплетались ветви шиповника, и, что удивительно, он цвел даже осенью, осыпаясь на дорожку и создавая особый аромат. А я понимала, как тяжело он болен, но какая чистая голова, и как его захлестывают и переполняют все новые и новые мысли о творчестве, идеи новых спектаклей.
«Важно не то чтобы не совершить ошибку, а важно не совершить эту же ошибку во второй раз. А для того чтобы взглянуть правде в глаза, как бы она не была горька, и извлечь из нее уроки, нужно иметь огромную волю и тогда одержимость будет помножена на вдохновение, тогда рядом с вдохновением будет присутствовать расчет.
Быть может, ни в одной профессии не должен так сочетаться Моцарт и Сальери, как в нашей, потому, что если мы можем представить себе артиста, в котором больше Моцарта, чем Сальери, или наоборот больше Сальери чем Моцарта, то в режиссуре это должно гармонически сочетаться, как ни в одной профессии», — говорил он.
А когда пришло время расставаться, Товстоногов сказал, что когда я буду в Ленинграде, всегда могу приходить в театр, и даже если его не будет, для меня всегда будут места. Так оно и было до самой его смерти. Да и сейчас его театр для меня — его театр, хотя многое изменилось, но еще живы его актеры, и еще живы его спектакли. Я только чуть-чуть прикоснулась к этому гению, но эта встреча — на всю оставшуюся жизнь.

Я ОПРЕДЕЛИЛАСЬ
Все-таки «Музыкальная»!

Руками ешьте даже суп,
но с музыкой — беда такая!
Чтоб вам не оторвало рук,
не трожьте музыку руками.
Андрей Вознесенский

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49