С. С. С. Р.

Танцплощадка провинциального города — с деревянными перилами и полом, небольшой эстрадой-»раковиной». Воскресный день 1941 года. Над эстрадой лозунг  »Искусство принадлежим народу», портрет Сталина На решетчатых
стенах, увитых плющом,  развешаны плакаты тех лет: «Болтун — находка для шпиона», «Третьей пятилетке — стахановские темпы!», «Все на курсы ОСОВОАХИМА!», «1941 год — 5 лет Конституции СССР!», афиши кинофильмов: «Волга-Волга», «Член правительства», «Возвращение Максима», «Трактористы», «Светлый путь», «Свинарка и пастух», др. Здесь же расписание лекций и кружков.
Днем и перед началом танцев танцплощадка служит лекторием и летним кинотеатром. На натянутой на  эстраде экране мы видим кадры кинохроники предвоенных лет: Сталин на трибуне с девочкой-буряткой на руках, стахановцев, Пашу Ангелину-трактористку, парад физкультурников с полотнищами «СССР», учения Красной армии, строительство гигантов металлургии, счастливые лица колхозников, т.д.
За перилами танцплощадки угадываются гипсовая фигура девушки с веслом, бездействующий фонтан с гипсовыми же лебедями, обратно читаемая надпись «Парк культуры». Впритык к площадке вагончик сторожа и дворников. Возле радиорубки (она же будка киномеханика) вертится молодой человек, местный КРАСАВЧИК. Кадры обрываются и механик-радист  объявляет: «Сеанс окончен. А теперь танцы!» В дело вступает аккордеонистка  ГАЛИНА, в нелепых роговых очках, до того аккомпанировавшая кадрам кинохроники.  Звучат  »Рио-Рита», песни Вертинского или популярная мелодия из кинофильма. Кружатся пары — парни в белых рубашках, девушки в туфлях-лодочках. Все еще красивые, молодые… На авансцене три пары.

ДЫЖИД. Молодой человек, вы мне оттоптали все ноги! Вот деревня!
БАЗЫР. Простите, я ведь и вправду из деревни… (Зачем-то показывает руки).
ДЫЖИД (радостно). Ой, а я тоже из деревни! Как здорово1 А то я все боялась, что городские парни такие наглые…  Я из Шибертуя.
БАЗЫР. А я из Тунки. Вот, приехал на слет передовиков, я на тракторе намолотил очень много… На тракторе я… намолотил много… Ох, чего я, дурак, молочу?
ДЫЖИД. А я на курсах тут. На  зоотехника.
БАЗЫР.  А знаешь,  какие у нас там горы? Красивые!
Хочешь, покажу?
ДЫЖИД. Хочу! Я тебя сразу приметила тут. По тебе, наверно, все тункинские девчонки сохнут, а?
БАЗЫР (смущенно). Вот еще скажешь! Некогда мне… Трактор там, запчастей не хватает, с МТС ругаюсь… С МТС, говорю, ругаюсь… Солярки не подвозят… запчасти… Ой, чего я опять молочу, деревня!..
Смех. На авансцене другая пара.
ЛЕХА. Девушка, алле, можно нескромный вопрос?
ИРА.  Будете приставать — закричу.
ЛЕХА. Я не буду, честное комсомольское.
ИРА. Чего это вы ко мне прижимаетесь? Вы как-то странно танцуете. Так вальс не танцуют.
ЛЕХА. Это аргентинское танго. В переводе — танго-обжиманго.
ИРА. Первый раз слышу. Немедленно уберите руку. Она не туда положена. Учтите, я ворошиловский стрелок.
ЛЕХА. А я ходок. Меня друзья так и зовут Леха «Скороход».
ИРА. Оно и видно. Нахал. Меня Ирой зовут. Я выбиваю уже 70 очков.
ЛЕХА. Ерунда, войны не будет. Гитлер не посмеет.
ИРА. Конечно, не посмеет! Убери лапы, агрессор.
ЛЕХА. Тогда я вас провожу, Ирочка? Можно? Алле?
ИРА. Только чтоб без всяких глупостей! Мне завтра в утреннюю смену.
ЛЕХА. Не бойся, мы слишком разного роста. Поцелуя  не выйдет.
ИРА. Нахал.  Нахалы все кругом!
На авансцене следующая пара.
ОЧИР. Даже не верится, выпускные позади!
ЛЮБА. Здорово!  Пусть это воскресенье никогда не кончится! Буду поступать в медицинский, решено. Ну, а ты, Очир, конечно, в художественное училище?
ОЧИР. Да! (Вынимает листок.) Люба,  я нарисовал твой портрет…
ЛЮБА. Ух, ты… Не, не похоже. Я тут слишком красивая…
ОЧИР. Ты такая и есть. «Любовь». Мы  будем всегда и везде вместе?
ЛЮБА.  Нет,  не могу!
ОЧИР. Как? Почему?
ЛЮБА. Да вот туфли жмут. Одолжила у подруги…. Не могу…
ОЧИР. Погоди, я унесу тебя на руках!
Группа девушек облепила эстраду,
радиорубку  и скандируют: «Красавчик! Красавчик!»
Из нее выглянул КРАСАВЧИК.
КРАСАВЧИК. Ну, чего галдите? Не видите, я на работе.
1-ая ДЕВУШКА. Красавчик, ты мне обещал танец!
2-ая ДЕВУШКА. Нет, мне, мне!
КРАСАВЧИК. Нет, это воскресенье никогда не кончится! Мне нельзя танцевать, ясно?
ЛЕХА. Вот везет же людям! Тут из кожи вон лезешь, чтоб охмурить девчонку, а к нему девки сами на шею вешаются!
ИРА. Эй, чего встал, Скороходик, где твое танго-манго? Только, чур, без рук!
КРАСАВЧИК. А ну, танцуют все! Но помните: завтра рабочий день.
Музыка громче. Кружатся пары.
Внезапно музыка обрывается. Крики возмущения.
КРАСАВЧИК. Тихо! Тихо! Важное сообщение, кому говорят!
ГОЛОС ( МОЛОТОВА) ИЗ РЕПРОДУКТОРА. «…Сегодня 22 июня в три часа 15 минут без объявления войны, вероломно нарушив Пакт о ненападении, германские вооруженные силы при поддержке авиации и, артиллерии и танковых частей атаковали  западные  рубежи Советского Союза на пространстве от Балтийского моря до Карпат… Идут ожесточенные бои…  В этот трудный час…  Враг будет разбит, победа будет за нами!»
Пауза. Молчание.
Первыми уходят мужчины в военной форме.
За ними — парни с «гражданки».
ГАЛИНА играет «Прощание славянки».
ДЫЖИД. Погоди, а ты куда? Ты обещал показать мне горы!
БАЗЫР. У вас в Шибертуе все глухие? Слыхала? Это  война!
ДЫЖИД. А как же  запчасти, МТС?.. А солярка?
БАЗЫР. Сейчас танкисты позарез нужны… Прощай. (Быстро ушел).
ДЫЖИД. Я буду ждать тебя здесь, на танцлощадке после войны, слышишь? Меня зовут Дыжид, запомнишь? Постой, а как тебя-то зовут? Эй, танкист из Тунки!  Тункист…  (Плачет.) Вот дура. А как звать-то, звать-то как?.. Тункист, да?
Быстро шагает ЛЕХА. За ним ИРИНА.
ИРА. Да стой ты, Скороход чертов! Куда разогнался,  ноги длинные, да?
ЛЕХА. Куда-куда? Туда. В военкомат, куда еще.
ИРА.  Погоди, сам же сказал, войны не будет, Гитлер не посмеет.
ЛЕХА. Посмел вот, сама слыхала. Агрессор. Убери лапоньки.
ИРА. Не уберу. Ты обещал меня проводить. Так и быть, сама провожу.
ЛЕХА.  Только без всяких глупостей,. Будешь приставать — закричу. А ты че, Ирка, влюбилась, что ли? Алле?
ИРА. Нет. Я только-только начинаю влюбляться…  Нахал! В него начинают влюбляться, а он — ходу! Скороход чертов!  Еще танго обещал.
ЛЕХА. Танго с нахалом — под одеялом! Эх, Иринка, теперь уж после победы! Алле, как слышите? Вашу ручку, мадам!
Уходят в обнимку.
Впереди идет ТУЯНА, следом ОЧИР.
ОЧИР. Люба, ты-то куда бежишь?
ЛЮБА. Я закончила курсы медсестер. Я обязана.
ОЧИР.  Тогда и я пойду.
ЛЮБА. Зачем? Ты — талант. Тебе же дали бронь.
ОЧИР. Рисовать без конца Сталина? Это может любой.
ЛЮБА. Жди меня. Медсестры погибают редко. Мы должны пожениться, забыл? Кто-то должен ждать другого, иначе погибнут оба. Стой.  Ох, не могу!
ОЧИР(радостно). Вот и правильно! Война не женское дело.
ЛЮБА. Не могу… Туфли жмут! Но я все равно дойду. Не знаешь, бывают сапоги тридцать седьмого размера?
ОЧИР. Постой, Любовь, я унесу тебя на руках. (Берет на руки, уносит).
Смолкает мелодия «Прощание славянки».
Аккордеонистка  ГАЛИНА укладывает инструмент в                                                             .                              футляр. Из будки выходит КРАСАВЧИК.
КРАСАВЧИК (закрывает будку на ключ). Ну, что,  Галина,  домой?
ГАЛИНА. Отыгрались мы, Виктор Палыч. Не до танцев теперь, начальник.
КРАСАВЧИК. Ерунда. У любой пластинки есть оборотная сторона.  Они еще пожалеют, что полезли к нам с войной! Береги инструмент,  Галя. Пригодится еще.  Присматривай за площадкой, этой осенью дамы пригласят кавалеров, вот увидишь. Так что до свидания.
ГАЛИНА. А если я приглашу, начальник? Пойдешь со мной, старой, некрасивой? Ты же красавчик!
КРАСАВЧИК. Еще как пойду. Брошу работу и пойду. И потом, ты  симпатичная. По-своему… Но сначала надо вернуться живым, верно?
ГАЛИНА. Буду ждать — вернешься.  Витя, я давно хотела сказать… Витя…
КРАСАВЧИКА окружает стайка девчат: «Красавчик,
Красавчик, мы будем тебя ждать!»
В окружении Девушек КРАСАВЧИК уходит.
Уходит и  ГАЛИНА, неся футляр аккордеона.
На опустевшей танцплощадке появляется ИРА.
ИРА.  Будешь приставать — закричу.  Подлюка! Гадина! Пристала же! Я наконец-то стала влюбляться, а она тут как тут! (Кричит.)
Будь ты проклята! Сука-война! Будь  проклята!!! Сука ты, война!.. У нас же любовь начиналась!..
Затемнение.

2.

В темноте  слышны звуки боя, видны  сполохи разрывов. На экране летнего кинотеатра кадры военной кинохроники: немецкие танки, горящие избы, красноармейцы, идущие в атаку, медсестра перевязывает раненого бойца, солдаты поднимают пограничный столб СССР…  Экран гаснет.
Звуки боя стихают.. Танцплощадка залита кровавыми отсветами.
Звучит песня типа «Утомленное солнце нежно с  морем прощалось .В                                             этот час ты призналась, что нет любви…» На стене плакаты «Родина-мать зовет», «Воин Красной Армии, спаси!» , «На Запад!» Рядом афиши фильмов «Парень из нашего города», «Два бойца», «Секретарь райкома», «Она защищает Родину».

ГАЛИНА (заводит патефон).  Дамы приглашают кавалеров! Белый танец! Дамы, смелее! Все равно кавалеров нет.

Зима. Кружатся  странные пар, одетые в валенки, телогрейки, платки. ДЫЖИД  танцует с ЯНЖИМОЙ,. ИРА танцует со ГАЛИНОЙ,  ВДОВА «танцует» одна , 1-ая ДЕВУШКА  -  со 2-ой ДЕВУШКОЙ.

ИРА (Галине). Чего встала, баянистка, танцуй давай. Танго, знаешь такое?
ГАЛИНА. Знаю. Это когда обнимаются у всех на глазах. Так вы обнимались с первого раза?
ИРА. Эх, ты, баянистка вечная!  Ты хоть когда-нибудь танцевала, кроме как со своим баяном?
ГАЛИНА. Не с баяном, а с аккордеоном. И вообще… И танцевала, и обнималась, вот!. Только не у всех на глазах. И он не видел.
ИРА. Как это?
ГАЛИНА. Ну… во время перерыва, когда он выходил покурить из радиорубки. В смысле пиджак его висел на стуле.
ИРА. Обнималась?! С пиджаком? Вот это, я понимаю, любовь!..  Погоди-ка… Ты не с пиджаком ли Красавчика танцевала, а, подруга?
Молчание.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26